Обмен населением

Рассмотрим, при какой же подвижности возникает необходимость применения метода «дневного населения». Те, кто совершают ежедневно не менее двух поездок (туда и обратно), с учетом возраста и занятости, составляют, согласно статистике, 50-65% ко всему населению города. Если даже принять, что каждый пассажир постоянно ездит с пересадкой, т. е. делает четыре, а не две поездки в сутки, то и тогда наибольшая возможная подвижность городского населения (Ятах) составила бы:

Такая подвижность населения практически имеет место в городах с числом жителей порядка 0,3-0,6 млн.

Таким образом, проектируя сеть торговли и общественного питания в городе, имеющем не менее 300 тыс. жителей, нужно определить подвижность его населения, и если она достигает 365 поездок в год или выше, то производить расчет дневного населения по отдельным районам.

Изложенный метод проектирования сети предприятий торговли и общественного питания, по-видимому, может быть распространен и на некоторые другие виды обслуживания, кроме тех, которые заведомо не связаны с подвижностью населения (детские учреждения, школы, больницы).

В первую очередь метод «дневного населения» рассчитан на реконструкцию сложившихся районов города с достаточно стабильной системой транспорта, мест приложения труда и отдыха. В новых городах и отдельных районах во избежание ошибок при размещении сетей обслуживания полезно исходить из дневного населения, которое определяется проектируемой системой транспорта, труда и отдыха. Применение этого метода может выходить за рамки отдельного города, охватывая целый район или зону в тех случаях, когда населенные пункты имеют дневной приток или убыль населения.

В настоящее время в пределах Советского Союза имеется до 25 крупных городов с населением свыше 500 тыс. человек. В них достаточно ясно определяются одни и те же особенности планировочной структуры: расчлененность городской территории, вовлечение в орбиту влияния основного города соседних малых городов и поселков, рост поселений вдоль путей сообщения, ведущих к основному городу, и др. Все это — объективные черты развития крупного города, стихийно пробивающие себе дорогу. В результате возникают сложные группы населенных мест — агломерации, слагающиеся из городов, поселков и сел.

Обмен населением

.