Размещение предприятий торговли и общественного питания в связи с характером передвижений городского населения

Очень показательным примером повышенной потребности в магазинах и столовых является центр Лондона, где только на территории районов Сити, Холборн и Вестминстер с населением всего 130 тыс. человек насчитывается около 3 тысяч магазинов и столовых.

Уплотнение сети торговли и общественного питания в центральных районах крупных городов происходит за счет притока потребителей (рабочих и служащих) из других районов города. В Лондоне их число превышает миллион, в Москве — достигает 150 тысяч. Очевидно, что одновременно с увеличением числа потребителей в центральных, деловых и промышленных районах города падает их число в чисто жилых районах.

Этот вопрос был поставлен и частично решен в некоторых работах Института генерального плана г. Москвы. В одной из них город рекомендуется делить на зоны обслуживания со своими дифференцированными расчетными показателями. Таких зон четыре — жилая, центральная, вокзальная и промышленно-трудовая. В другой работе предлагается повысить на перспективу норму расчета торговой сети по городу в целом до 8,4 рабочих мест на 1000 жителей, в том числе 3,8 места в продовольственных магазинах и 4,6 — в промтоварных. При этом торговая сеть жилых районов принимается полностью по правилам и нормам, т. е. 6,6 рабочих мест на 1000 жителей, из них 3,2 места — в продовольственных и 3,4 — в промтоварных магазинах.

В центральной части города, на площадях, магистралях и в районах расположения центральных учреждений предлагается размещать остальные магазины из расчета 18-20 рабочих мест на 1000 жителей: 7,6 места в продуктовых и 12,4 — в промтоварных магазинах.

Такой способ расчета имеет два существенных недостатка: во-первых, он не отражает фактического снижения покупательной потребности в жилых районах и, во-вторых, не дает возможности правильно рассчитать торговую сеть районов с незначительным населением, но большим количеством потребителей (предприятия, вокзалы, городской центр). Отсюда возникает сомнение в целесообразности повышения расчетной нормы как для всего города, так и для отдельных его районов.

Размещение предприятий торговли и общественного питания в связи с характером передвижений городского населения

.