Старый декоративный фонтан

Согласованность исторических памятников с новой застройкой может быть достигнута прежде всего их пространственно-композиционной увязкой.

Но в практике реконструкции Москвы до сих пор не осуждена тенденция исключения памятников архитектуры из вновь создаваемых ансамблей, вызывающая или их разборку или, в лучшем случае, перемещение за пределы ансамбля. В рассматриваемом проекте мастерской-школы также имеются злоупотребления передвижением архитектурных памятников, например в Замоскворечье в районе Б. Ордынки. Следовало бы обратить особое внимание на сохранение и включение в новую застройку памятников гражданской архитектуры и жилых домов XV-XV вв., которых дошло до нашего времени весьма мало. Так, например, при реконструкции площади Восстания, частично уже осуществленной, возник вопрос о судьбе быв. «Вдовьего дома» — памятника архитектуры XV в. В одних вариантах «Вдовий дом» предлагалось передвинуть в глубину соседнего квартала и тем самым исключить из нового ансамбля площади, в других он просто предназначался к разборке. Но не было до сих пор составлено ни одного удовлетворительного варианта, где бы этот ценный образец московского классицизма оставался на месте и включался в складывающуюся застройку площади, хотя это, несомненно, было бы наилучшим решением.

Совсем недавно на углу ул. Герцена и ул. Собинова был разобран жилой дом XV в., чтобы освободить место для нового здания школы, хотя размещение школы в условиях крайне плотной застройки у транспортной магистрали противоречит элементарным гигиеническим и педагогическим требованиям, которые нельзя будет удовлетворить и в дальнейшем.

Приведенные примеры свидетельствуют об отсутствии широкого градостроительного подхода к вопросам охраны памятников архитектуры. В практике реконструкции столицы не всеми еще в достаточной степени усвоено то положение, что нет и не может быть непримиримых противоречий между полным удовлетворением современных постоянно растущих жизненных потребностей населения столицы и интересами сохранения возможно большего количества ценных историко-архитектурных памятников. Такие противоречия создаются искусственно, вследствие одностороннего подхода к делу.

Старый декоративный фонтан

.